Эволюция аквапарков

автор: БАНБАС / 26.10.2015
В своем развитии аквапарки проходят интересные модификации и изменения. Как и везде, появляются новые лидеры, сменяют друг друга тенденции и предложения.
Аквапарки появились в конце 1940-х — начале 1950-х. Успешность такого вида развлечений признали в значительном продлении туристического сезона и наличии места для проведения отпуска «по соседству». Именно такое восприятие водных центров привело к стремительному промышленному росту и развитию.

Наиболее сконцентрированным рынком аквапарков на данный момент считается рынок Соединенных Штатов, поскольку на территории страны находится уже порядка полутора тысяч водных парков, и каждый год открываются десятки новых. Собственно, Штаты можно назвать родиной всей индустрии, ведь появлению водных горок рядом с водоемами мы обязаны именно им. При этом в некоторых документах указывается, что премьерные развлечения для американцев представили Wet 'n' Wild в Орландо, в других же — менее известный аквапарк в Ньюберр Спрингс, Калифорния, который открылся почти пятнадцатью годами ранее.

Популярный парк, названный Lake Dolores в честь жены его разработчика Боба Байерса, был создан как искусственное озеро с небольшим кемпингом посреди палящей пустыни Мохаве. Первоначально Байерс предполагал, что здесь будет расположено частное место отдыха для его семьи, но он открыл Озеро Долорес для общественности в 1962 году. В течение 60-х и 70-х горки и другие водные достопримечательности и развлечения были добавлены на территорию, чтобы предоставить посетителям возможность не только приятно проводить время, но и находиться в прохладе.

Естественно, они и далеко не напоминают горки и аттракционы в современных парках, но это было очень популярное направление для жителей тех лет. После нескольких переходов из рук в руки к другим владельцам парк официально закрыл свои двери в 2004 году. Wet 'n’ Wild же — первый крупномасштабный аквапарк в стране, который стал в Америке практически национальным достоянием. Его основателя, Джорджа Миллея, прозвали «Отцом Аквапарка». Он начал строительство находящегося в Орландо тематического парка в середине 1970-х, и парк официально открыл свои двери летом 1977 года. Парк состоял из большой «ленивой реки» и волнового бассейна.

Спустя годы Джордж Миллей открыл четыре других аквапарка под тем же брендом. Оригинальный Парк Орландо был также расширен несколькими горками и специализированной зоной для отдыха детей. Сегодня Wet 'n' Wild Orlando принадлежит Universal Studios и и является родиной некоторых из большинства основанных на воде достопримечательностей в стране.

И «столица аквапарков» расположена также именно в США. Такой статус со своими пятью крытыми аквапарками получил Висконсин-Деллз, Висконсин. Причем в нем расположены несколько из крупнейших аквапарков Америки в помещении и на открытом воздухе (например, Noah’s Ark Water Park).

Крытые аквапарки в Висконсин-Деллз дебютировали в 1994 после того, как Polynesian Resort Hotel построил первый в Штатах. Обычно курортные отели, отличающиеся наличием крупных крытых аквапарков, получали гораздо больше бронирований, нежели их «пустые» собратья. Собственно компании Great Wolf Resorts/Great Wolf Lodge и Kalahari Resorts после своего дебюта в Висконсин-Деллз распространили свои «сети» по всей стране.

Пока американский «рекорд» не побит, хотя и на Ближнем Востоке, и в Южной Европе есть города и регионы, где климат удовлетворяет долгому водному сезону и привлечению посетителей в свои «водные объятия». Например, в Португалии на Алгарве есть три главных парка — Aqualand, Aquashow, Slide & Splash. Все больше аквапарков также строится в Канаде и Азии. Надо отметить, что несмотря на активные строительства новых водных центров, многие «рекордсмены» не сдают свои позиции на протяжении лет. К примеру, самый большой крытый аквапарк в Великобритании — парк Sandcastle Water Park в Блэкпуле, Англия, который открылся аж в 1986. В России первым аквапарком считается открытый в Небуге «Дельфин».

Естественно, желание продлить сезон для развлечений повлияло на развитие индустрии, и парков на открытом воздухе стало абсолютно недостаточно. Самый первый крытый аквапарк был построен в Эдмонтоне, Альберте, Канада, в 1985 году в торговом центре в западном районе Эдмонтона как часть стратегии долларовой экспансии. Он долгое время оставался самым крупным в мире, но сейчас говорить о том, какой же аквапарк побил его рекорд, довольно сложно, поскольку слишком много в последнее время претендентов на это звание.

По последним данным аквапарк World Waterpark — все еще один из самых больших крытых аквапарков в мире. Он при этом включает крупнейший бассейн с волнами в закрытом помещении в мире, водные горки различных степеней «сложности», различные спуски на тюбингах, зоны горячих источников и даже прыжки на эластичном троссе. Tropical Islands Resort (Германия), с площадью 65,000 м2, в настоящее время является вероятно все же самым большим по величине крытым аквапарком в мире.

Несмотря на то, что огромное количество аквапарков, по-прежнему соревнуется в звании «самого-большого-в-каком-либо-регионе», параллельно с этими состязаниями сосуществует возникновение небольших акваклубов — в основном расположенных за городом. Они предлагают довольно скромный набор аттракционов и горок, зато отдых доступен только «для своих», а значит здесь никогда не будет очередей. Впрочем, многие крупные аквапарки также создают отдельные вип-зоны или зоны только для взрослых, где аудитория четко разделяется для получения полноценного отдыха и расслабления «в своем сегменте». Так, самый свежий пример такой концепции, ориентированной на совершеннолетних с высокой покупательской способностью — новый отель BH Mallorca, открытый в конце весны 2015 года. Посетителям предлагается как зона с релаксационными бассейнами и шезлонгами, так и зона водных развлечений (волновой бассейн, горки «свободного падения» и даже с мертвой петлей). Еще одна зона — танцевальная, в том числе рядом с водой. И как бы ни говорили, что аквапарки — это отдых для всей семьи, поклонники таких «выделенных» зон или акваклубов, конечно же, также находятся.

Впрочем, что уж говорить о сугубо детских или сугубо взрослых развлечениях, если аквапарки появляются и отдельно для домашних животных. Так, Paradise Ranch Pet Resort во Флориде предлагает своим четвероногим постояльцам услугу Waterpark Swim Play Time.

Помимо плавания доступны, к примеру, тренинги на бордах. Пятизвездочный отель The Resort Canino Can Jane в районе Барселоны также предлагает самые различные освежающие программы для собак как крупных, так и мелких пород — бассейны, водные горки, надувные матрацы и многое другое.

Аквапарки, которые появляются фактически на основе спа-курортов, склонны более напоминать именно курортные развлечения, нежели парковые. К примеру, на территории SchwabenQuellen, члена European Waterpark Association, вообще нет водных горок. Зато здесь находится огромное количество саун, паровых комнат, душей впечатлений и прочих ориентированных на релаксацию водных зон или игровых площадок.

Стоит отметить, что тенденция создавать круглогодичные развлечения налицо при устранении их сезонности — практически нельзя найти сконцентрированных только зимних или летних вариантов, они проникают в любые предложения. К примеру, первым аквапарком, предлагающим помимо тропических пляжей постоянно действующий каток стал Deep River Water Park в Индиане.

Интересным становится и дизайнерское оформление. Ему отводится огромная роль, причем далеко не в деталях, ведь все чаще создаются специфические тематические водные парки, способные привлечь пользователь или повысить их заинтересованность и лояльность.

К примеру, курорт Splash Universe Water Park (входит в WWA) «заточен» под местное сообщество, в рамках которого и расположен. Пример Abu Dhabi’s Yas Waterworld отлично демонстрирует, как идея аквапарка от (утрированно) коллекции водных горок перешла к полностью интегрированному, тематическому впечатлению. Для России тематические аквапарки пока не стали полноценным трендом, но свои представители в данном виде развлечений тоже есть. К примеру, «Олимпия» под Анапой всячески развивает тему присутствия на этой территории древних греков и погружает посетителей в атмосферу античных мифов.

Другой фактор инноваций для мира аквапарка — развитие специализированных фирм, которые сосредотачиваются на том, чтобы пытаться выйти за границы возможного в основанных на воде достопримечательностях. Лучшие идеи дизайна, технической разработки и инноваций опираются на создание иммерсивных водных аттракционов.

На данный момент просто тематических или «брызговых» впечатлений уже недостаточно. Разнообразные интерактивные игры для малышей и более сложные для детей старшего возраста быстро стали привлекательным продуктом среди успешных водных центров.

Эти «единые» структуры игры в основном объединяют острые ощущения от горок и ватрушек, интерес к плаванию и обучению ему через игровые эффекты. Собственно, здесь можно говорить в целом о том, что в огромное количество проектов во всем мире сегодня довольно активно вводится геймификация. И там, где игра может быть вплетена наиболее логично, она, пожалуй, и должна быть. Такое увлечение игрой позволяет не просто сплотить семьи или обратить внимание на различные симуляторы и привлечь столь «виртуализированную» молодежь, но и завоевать внимание сложной подростковой аудитории с тем чтобы возвращать их в спортивную водную среду все больше
и все чаще.

Еще одна проявившаяся тенденция на рынке аквапарков — развитие специализированных парков, которые сосредотачиваются на одном виде основанных на воде мероприятий, таких как, к примеру, серфинг. Некоторые другие аквапарки продолжают стратегию развития на основе многоцелевых направленностей, объединяя лучшее из спортивного плавания и бассейнов для обучения с действительно ультрасовременными особенностями, такими как культовые горки, тематические игры и серфинговые симуляторы. Этим новым достопримечательностям удается повысить качество развлечений и конкурентоспособность. Многие аквапарки сегодня не обходят стороной различные модные проекты, такие как бассейны с нулевым входом, сложные совокупные проекты, в которых сочетаются волновые бассейны и медленные реки с водопадами и брызгами, обеспечивая естественную видимость течения, заводей, водопадов и прочего.

В большинстве своем, особенно на Среднем Западе, строят больше отдельных крытых аквапарков, нежели при существующих отелях. За счет того, что аквапарки становятся все более интересными и разнообразными, их уже давно не воспринимают как нечто «прилагающееся» к отпуску. Это полноценные достопримечательности, к которым стремятся жители всего мира. К примеру, Watercube Waterpark в Пекине, Китай, — это второе по популярности посещений место после Великой Китайской Стены! О некоторых аквапарках, которые выбрали в качестве лучших достопримечательностей, мы уже писали. И надо сказать, что подобных списков «топ-N» существует невероятное количество, причем от самых разных источников — начиная от туристических компаний/ блогов/сообществ — и заканчивая CNN и Forbes. К слову, нельзя не отметить, что последний оценил и российский аквапарк «Казанская Ривьера», расположенный на берегу Казанки в столице Татарстана.

Помимо правильного набора горок аквапаркам крайне важно быть отзывчивыми к комфорту его клиентуры. Серьезное внимание нужно уделить обеспечению соответствующего места для шезлонгов, столов и холлов, пляжных территорий, зеленых зон и в целом доступности. Специалисты продолжают продумывать нюансы от самой маленькой из деталей до новой «необходимой вещи», о которой раньше мы даже не задумывались, как, к примеру, семейные примерочные или удобства запирающегося шкафчика. Даже должным образом оформленные кафетерии и меню могут увеличить потенциальный доход центра. Все эти элементы в совокупности способны, создать и улучшить
впечатление от парка.

Естественно, довольно важным показателем прогресса стали и внедренные информационные технологии. К примеру, введения «безденежных проходов» и специализированных браслетов, возможности использования электронных кошельков или мобильных приложений, создание специализированного клиентского ПО и т.п. А в 2000-х практически революцию совершили специальные конвейеры или струи воды, которые помогали уменьшать длинные очереди к горкам. Чтобы быть жизнеспособными на сегодняшнем рынке, аквапарки должны обращать внимание на удобства их пользователей.

Западный опыт показывает, что муниципальные аквапарки могут довольно интересным образом сотрудничать с различными школьными или студенческими коммунами, терапевтическими центрами, предоставляя в низкозагруженный сезон (или в определенные часы) некоторые зоны для социальной направленности — например, такие как учебные бассейны, бассейны терапии, некоторые горки и игровые, симуляторы серфинга и др. Успех этих инновационных центров иллюстрирует желание государственного сектора вкладываться в растущий спрос на круглогодичный водный отдых.

С вдумчивым творческим планированием и программированием, сегодня водные развлекательные центры могут легко быть независимыми и прибыльными предприятиями. Однако как и во всех индустриях, формируются различные сообщества и ассоциации для игроков рынка. Крупнейшими ассоциациями можно назвать IAAPA (Международная ассоциация парков развлечений и достопримечательностей), WWA (Мировая ассоциация аквапарков), EWA (Европейская ассоциация аквапарков), NRPA (Национальная aссоциация рекреации и парков) и др. У нас таковыми являются ААУ (Ассоциация аквапарков Украины), РАА (Российская ассоциация аквапарков), РАППА (Российская Ассоциация Парков и Производителей Аттракционов).

 

читайте также:

  • Бассейн на фундаменте храма

    Бассейн на фундаменте храма 26.05.2021

    На месте возрожденного храма Христа Спасителя в Москве раньше располагался бассейн «Москва». Бассейн был культовым местом для плавания в Москве – самым большим в СССР,...
  • Плавучий офис с бассейном в Роттердаме

    Плавучий офис с бассейном в Роттердаме 08.09.2022

    Голландская компания Powerhouse Company спроектировала и построила самое большое плавучее офисное здание в мире. Расположенная в порту Рейнхейвен на реке Маас в Роттердаме, эта плавучая...
  • Бассейны Hard Rock Hotel Tenerife украсила мозаика Ezarri

    Бассейны Hard Rock Hotel Tenerife украсила мозаика Ezarri 05.06.2017

    «Остров вечной весны» в Атлантическом океане, Тенерифе, со средней круглогодичной температурой +23 градуса по Цельсию, – трудно представить себе более благодатное мест...