Восточное панно

автор: БАНБАС / 28.03.2016
Лицо турецкой бани.

Хамам, турецкая баня полюбилась в России. Мягкий жар, теплый мрамор, приятный аромат эфирных масел и мистические восточные орнаменты. Именно яркие краски восточной плитки завораживают посетителей хаммама и позволяют любоваться причудливыми тюльпанами, гвоздиками, звездами, кораблями…

Хотелось бы поведать вам историю тысячелетней давности о турецком искусстве изготовления плитки. Да-да, именно тысячелетие. А может быть даже больше. Считается, что первыми плитку стали использовать в древнем турецком государстве Karahanlar (Караханлар) для украшения зданий. Эта традиция продолжалась во времена сельджуков, построивших очень много мечетей, замков, дворцов, украшенных плиткой. После исчезновения анатолийских сельджуков эта традиция продолжает жить благодаря правителям Анатолии и, наконец, наступает великое время Османской империи. Наиболее важным произведением искусства этого периода является мечеть Караманолу, Музей плитки в Стамбуле и мечеть в городе Конья (эти плитки принадлежат к так называемому «первому османскому периоду»), на минарете Зеленой мечети в городе Изник (1390), мечети Муради в Эдирне (1433), Стамбульской гробнице Махмутпуса (1463), «Плиточном павильоне» (1472) и мечети Саа Мелек Паша в Индирне. Они выполнены в технике мозаики и покрыты глазурью. Преобладали темно-синий, синий, бирюзовый, черный, желтый цвета, использованы геометрический и растительный орнаменты.

Следующим считается период правления Фатиха. Многие ошибочно недооценивают результаты развития искусства изготовления и использования плитки этого периода. Плитка используется в Стамбуле в мечети Явуз Султан Селим (1522), медреси Хасеки (1539), мечети Кара Ахмет Паша (1551). Тогда впервые была использована техника живописи, изображающая облака, конструкции растительного происхождения в зеленом, желтом, бирюзовом, синем и красном цветах. Желтый цвет использовался в качестве базы для того, чтобы позже изобразить золотые орнаменты. Одновременно развивались качество и дизайн. Изготовители сменили технику мозаики и сухого метода на живопись и глазурь.

Персидский художник Шахкулу Вели может по праву считаться основателем фрески. Он начал использовать в плитках животные мотивы: птица феникс, голуби и попугаи, олени, кролики. Также изображались ветви кипарисов, тюльпанов, розы, гиацинты, лилии, левкой в оформлении и такие цвета, как красный, зеленый, синий, темно-синий, бирюзовый и коричневый. Этот период, как мы называем «Классический период», начинается со строительства мечети Ибрахим Паша (1551) в Силиврикапы. Очень важно, что в то же время великий архитектор Синан использовал плитку в своей работе. Все великие произведения архитектурного искусства этого периода выполнены с применением плитки: дворец Топкапы, Летний дворец Мурата III, мечеть Эски (1583).

После этого периода из-за падения стоимости турецкой валюты и пожара в одном из мест по производству плиток произошли некоторые потери качества плиток и их конструкций. Также исчезли некоторые цвета, например, красный, но производство по-прежнему продолжалось. Мечеть Султана Ахмета (1616), Дворец Топкапы, мечеть «Ени» (1663) в Эминеню принадлежат этому периоду.

В то время как облицовка стен продолжалась, особенно в городе Изник, быстро росло и распространялось использование керамического производства (Evani стиль). К сожалению, музеи Турции очень бедны с точки зрения использования этого периода в керамике. Потому что тогда керамика в основном экспортировалась в страны дальнего зарубежья. Поэтому во многих западных странах, включая американские музеи, есть очень богатые коллекции керамики турецкого стиля Evani. Кроме этого, есть экземпляры настенной плитки, которые были контрабандным путем вывезены в другие страны из турецких мечетей и дворцов.

Изник как производственный центр прекратил свою деятельность в конце 17 века. Город Кютахья стал новым центром, до сих пор являющимся лидером в области производства и использования плитки. Во время так называемго «тюльпанового периода» предпринимались усилия для возобновления этого вида искусства в Стамбуле. Художники из Изника и Кютахьи стали производить новый вид облицовочной плитки. Плитки этого периода были использованы в оформлении мечетей, но это предприятие не могло продолжать работать долго.

Во время периода правления Абдулахмита II на заводе при дворце Йылдыз началось производство фарфора и настенной плитки для ремонта помещений на оборудовании, специально привезенном из Германии. Однако после объявления в 1908 году войны завод остановил производство и возобновил работу только в 1950 году как компания Sümerbank («Сумербанк»).

Сегодня плитка Изник полностью изготавливается вручную ремесленниками c использованием оригинальных методов древнего искусства. Турецкая керамическая плитка разительно отличается от других благодаря необычным орнаментам, очень яркой расцветке и замысловатым линиям. Интерьеры турецких бань с кварцевой плиткой никогда не выйдут из моды и будут радовать владельцев яркими красками и изысканными орнаментами. Особенность глазуированных панно в том, что с годами основной белый цвет становится еще белее и роспись выглядит еще ярче. Кварцевые панно изготавливают на заказ, что позволяет сделать их любого размера и формы: овал, круг, резные арки. Небольшое панно из кварцевой плитки преобразит любой хаммам и подарит массу приятных эстетических эмоций.
 

читайте также:

  • Национальные банные культуры. Индейские бани.

    Национальные банные культуры. Индейские бани. 01.03.2012

    Темаскаль для народов Америки – это фактически ритуал, индейцы практикуют его практически до сих пор. Храмы, дома богачей, дома бедняков – картина обычная для людей, а для индейцев бы...
  • Сауна со своей философией

    Сауна со своей философией 31.10.2017

    Концепция сауны, разработанной в городе Марупе, Латвия, архитектурным бюро SPOT, основывается на идее Axis Mundi, или Оси Мира. Проект подчёркивает контраст между горячим и холодным и с...
  • Эволюция бани. Этапы возникновения и развития

    Эволюция бани. Этапы возникновения и развития 01.03.2012

    Религиозные установления древности требовали очищения тела перед проведением разного рода обрядов, а во многих странах традиционен гигиенический обычай омовения рук перед трапезой. До н...