О русской бане сказано и написано очень многое. Но по-прежнему находятся такие факты, которые для многих в новинку. Мы собрали наиболее интересные из них, которыми с радостью и делимся.
Одним из первых упоминаний бани может считаться знаменитая «Повесть временных лет». При этом в ней монах Нестор Летописец рассказывает о том, что баня известна русским людям с незапамятных времен. Еще в первом веке апостол Андрей, прибывший из Киева в Новгород, увидел небывалое по тем временам. На его глазах люди чудесным образом специально нагревали свои тела до предела, а потом обливались водой и хлестали друг друга вениками. Процесс этот был ежедневным и выглядел довольно странно для восприятия того времени. Позже этот странный обряд описывался как «добровольное радостное мучение».
К слову, иностранцы, бывавшие в России в разные времена, писали о стране много интересных рассуждений — в том числе и о бане. И несмотря на странные отзывы о традиционной парной, откровенно негативных, поожалуй, неизвестно.
В зарубежных же источниках «первопроходцем» в описаниях считается Геродот. В его описании баня выглядит как шалаш, внутри которого стоит сосуд с водой. В сосуд бросают раскаленные камни, из-за чего и образуется пар, в котором происходит омовение.
По мнению некоторых лингвистов, даже русский термин «баня» произошел от латинского «бальнеум». Бальнеумы от латинского balneum, balineum — приспособление для купания; balineae, balneae — купальня — также иногда переводят как «прогоняющий боль и грусть».
Древние греки и римляне вообще славились своим банным делом. Термы строились не только в целях оздоровления или очищения. Это был своеобразный клуб по интересам, дискуссионная площадка, спортзал, библиотека и даже банкетная служба. Примерно так же, как и в небольших банях для частного пользования, в общественных термах основу составлял горячий воздух, что и роднило парные между собой.
Кстати, почти каждый правитель Римской Империи, приходя к власти, одним из обязательных достижений мог считать возведение новой общественной бани. Это в том числе отлично сказывалось на его «рейтинге», поскольку помогало достаточно быстро и эффективно завоевать популярность среди населения. Примерно то же можно сказать и о современных вкусах. По большому счету каждый уважающий себя курорт или отель, или спортивный и развлекательный центр должны иметь термозоны с несколькими вариациями бань. Их наличие регулируется европейскими стандартами.
При этом все чаще подобные термальные зоны используют не только классические варианты бань, но и более экзотические. К примеру, японские бани с небольшими бассейнами с горячей водой. В Европе на таких курортах достаточно популярна ирландская баня.
Температура в ней умеренная, обогрев помещения происходит проходящим по трубам горячим воздухом. При этом все тело парильщика обкладывают специальными нагретыми камнями — и собственно таким образом и происходит по сути процесс парения.
Известная поговорка «Помылся — будто заново родился!» также связана с древними временами. Считалось, что баня как священное место объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому парильщик как бы вбирал в себя силу всех этих стихий, что было возможно по сути только при рождении.
Традиционным днем для посещения бани в свое время стала суббота — и связано это было не только с окончанием полевых работ или другими «бытовыми» причинами. Воскресное утро и соответственно церковная служба всегда должны были приветствоваться чистым телом. Традиция была впоследствии перенята многими и далекими от церкви службы — к примеру, военными частями и другими общественными организациями.
Баню вообще называли по-разному. Мыльня, мовня, влазня… «Мыльни», к примеру, упоминаются в русских рукописях уже в 10 веке. Писали о них достаточно часто и без конкретики или какого-то удивления, что говорит о том, что бани уже тогда были привычным делом. Об этом же говорит и пункт договора Вещего Олега с византийцами. Согласно этому пункту русские, живущие и приезжающие в Константинополь, должны иметь возможность мыться в собственной бане когда угодно. Конечно же, баня считалась благодаря этому не только местом для оздоровления, но и для исцеления — и в том числе избавления от сглаза или другой хвори. Кстати, считается, что поразившая Европу чума в средние века «обошла» Россию исключительно потому, что были распростра- нены банные традиции.
Связанные с доказанным оздоровлением мотивы откликаются и в том факте, что самые первые подобия больниц на Руси появились при монастырских банях. Монахи, знавшие из греческих книг о пользе бань, лечили в них «немогущих» — так тогда называли больных.
Кстати, довольно известным является факт родов в бане или даже поминок с древних времен — ведь это зачастую было самым чистым и светлым местом на всем дворе. Несмотря на то, что баня строилась чаще всего на так называемых задворках. Некоторые связывают это с «уничижительным» отношением, однако это не так — такая компоновка была связана исключительно с противопожарной безопасностью.
У других народов таких традиций для парных не замечено, хотя можно упомянуть тот факт, что финны настолько почитают сауну, что довольно часто здесь отмечаются свадьбы. В России из праздников, отмечаемых в связке с баней, можно разве что упомянуть дни рождения и некоторые другие праздники. Хотя можно также отметить тот факт, что в канун свадьбы будущая свекровь почти всегда шла в баню с невестой — так и более близкое знакомство завязывалось, и негласный «осмотр» проводился. Посещение бани также было обязательным после первой брачной ночи и любых половых контактов.
Проявлением гостеприимства, известным в том числе по народным сказкам, становилось предложение искупаться в бане. Стоит вспомнить любую сказку, где Иванушка сразу требовал от Бабы-Яги попариться в баньке. Гостя сначала парили, потом кормили — и лишь потом укладывали спать.
Кстати, постоянное «совмещение» процессов парения и принятия пищи можно связать не только с уже упомянутыми традициями римских терм. По большому счету русская печь была и первой русской баней. Из печи извлекали золу, и человека задвигали в жерло на лопате. Заслонку закрывали, после чего парящийся брызгал водой на стены печи — таким образом и получая закрытую парную.
У немцев в 18 веке было принято посещать бани и сауны всей семьей. Причем брать рекомендовали с собой не только старших и младших членов семьи, но даже и домашних питомцев — кошек или собак. На Руси бани изначально также были общими — то есть сначала там мылись и женщины, и мужчины вместе. Но первой «сменой» всегда была мужская — и первый пар всегда считался мужским. Затем уже можно было принимать баню женщинам с детьми.
Кстати, это достаточно сильно смущало приезжих «иноземцев». Это в том числе было камнем преткновения и у церкви, и у некоторых светских властей. Довольно долго особого успеха эта борьба не имела, разве что в крупных городах мужчин и женщин удалось разделить. А вот в 1743 году все же вышел специальный сенатский указ, который запрещал мужчинам не только мыться вместе с женщинами, но и приводить туда детей другого пола старше 7 лет.
Считается, что русскую баню очень любил Петр Великий, несмотря на то, что ему приписывают отторжение всего традиционного. Говорят, что он страдал от ее отсутствия во время своих путешествий. А в Голландии даже сам построил русскую баню, поскольку считал, что это лучшее средство для поправления собственного здоровья. Причем современники свидетельствуют о том, что Петр принимал парную прямо вместе со своими солдатами, что зачастую шокировало европейцев не меньше самого факта строительства бань — например, на его остановке на берегу Сены. Кстати, одним из доказательств того, что Петр достаточно почитал русскую баню, считается тот факт, что несмотря на любовь к разнообразным нововведениям в плане налогов, любое строительство бань в Санкт-Петербурге от них было освобождено.
Вероятно, в том числе и поэтому общественных бань в российских городах было много — самых разнообразных и для разных слоев. К примеру, в Москве уже в 19-м веке было больше 70 общественных бань, а в частном владении находились еще около 1 500 бань. Заготовка банных веников была достаточно серьезным и популярным промыслом. Банщики были достаточно важными и уважаемыми людьми — причем чаще всего «работали по совмещению». Они же были знахарями, лечить самые различные недуги — даже помогать с кровопусканием или вырывать больные зубы. Банные веники были серьезным бизнесом — их заготовляли в сотнях деревень.
Однако несмотря на постоянные упоминания русской бани как национального бренда и ассоциаций с Россией в давние времена, по последним данным статистики сегодня в нашей стране постоянно посещают парную всего лишь 20 процентов населения. Это, конечно же, не идет ни в какое сравнение с рекордами Финляндии по строительству и посещению их саун. Хотя рекорд по длительности пребывания в парной все же принадлежит именно россиянину.
Опубликовано в журнале «БАНБАС» № 6 (126)/ 2019